Сопровождение производственной деятельности в области ГО и ЧС

– выполнение функций работника, уполномоченного на решение вопросов в области ГО и ЧС на аутсорсинговой основе

Нормативные документы по ГО и ЧС:

1.Федеральный закон №28-ФЗ от 12.02.1998г. «О гражданской обороне»;

2.Федеральный закон №68-ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

3.Приказ МЧС РФ № 70 от 16.02.2012 г. «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)»;

4.Приложение к приказу МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 г. «Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»;

5.Федеральный закон №151-ФЗ от 22.08.1995г. « Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

6.Приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005г. «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»;

7.Постановление правительства РФ №1091 от 22.12.2011г. «О некоторых вопросах аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей»;

8.Федеральный закон №116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

9.Постановление Правительства РФ №470 от 19.04.2017г. «О внесении изменений в постановление Правительства РФ №841 от 02.11.2000г. «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»;

10.Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804"Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации"

Вводный инструктаж по ГО и ЧС

В целях реализации требований положения об организации обучения населения в области ГО, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841 со всеми вновь принятыми работниками предприятия в течение первого месяца с момента трудоустройства проводится ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ по ГО и ЧС. Постановление Правительства РФ от 19.04.2017 № 470 – (действует со 02.05.2017г.)

Уполномоченный по делам ГО и ЧС:

- подготавливает приказ о проведении вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми на работу;

- разрабатывает программу вводного инструктажа, утверждает её руководителем;

- оформляет журнал регистрации проведения вводного инструктажа по ГО и ЧС;

- проводит вводный инструктаж со всеми вновь принятыми работниками предприятия в течение первого месяца с момента трудоустройства;

- регистрирует проведение вводного инструктажа по ГО и ЧС в журнале регистрации вводного инструктажа по ГО и ЧС с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Разработка документации в области ГО и ЧС

Разработка следующих документов по ГО и ЧС:

— Приказ «О создании системы гражданской обороны и назначении должностных лиц, ответственных за мероприятия ГО и ЧС»;

— Приказ «Об объектовом звене территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОЗ ТСЧС)»;

— Приказ «О создании ПУФ»;

— Приказ «О создании материальных и финансовых ресурсов на ликвидацию ЧС»;

— Положение об организации и ведении гражданской обороне (Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804);

— Перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях (утверждённый Приказом МЧС РФ от 19.01.2004 г. № 19);

— Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, (утверждённое Приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций”);

— Положения по созданным комиссиям и функциональные обязанности руководящего состава ГО и ЧС;

— Методические рекомендации по подготовке рабочих и служащих к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени по 16-ти часовой программе;

— Инструкция по мерам безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

План гражданской обороны и защиты населения (план ГО)

Документ, описывающий мероприятия по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, а также в случаях возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Цель разработки мероприятий - снижение потерь среди работников предприятия и материального ущерба в результате возможных военных действий противника, террористических актов с применением химического или биологического оружия, а также в результате аварий природного или техногенного характера на опасных производственных объектах.

Срок разработки плана ГО: от 10 дней

Согласование Плана ГО: от 30 дней

Требования к порядку разработки плана ГО, его структуре, объему, а также согласованиям, изложены в «Порядке разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» (утв. приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70).

Оперативное планирование, это составная часть подготовительных работ и проведения ГО. Основная цель, обеспечение согласованного перевода системы гражданской обороны с мирного на военное время. Кроме этого оно необходимо для организации защиты населения, его первоочередного жизнеобеспечения, а также обеспечения стабильности работы экономических объектов в военное время. Оперативное планирование служит для поддержания готовности систем управления, оповещения и связи, и для мобилизации сил и средств для обеспечения аварийно-спасательных работ в возможных местах поражения.

Состав, срок действия, порядок согласования и корректировки Плана ГО

План включает в себя следующие разделы:

1.Краткое описание вероятной обстановки в результате нападения противника;

2.Схема оповещения работников предприятия;

3.Расчет на укрытие работников предприятия в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты работников;

4.Расчет и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.

Количество экземпляров плана определяется на усмотрение разработчика, но при этом не должно быть меньше, чем количество пунктов управления организации.

Срок действия Плана ГО – бессрочный. Корректировка должна производиться ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года. При существенных изменениях обстановки или структуры предприятия и органов местного самоуправления, переработка планов гражданской обороны осуществляется по отдельным указаниям соответствующих руководителей гражданской обороны.

В соответствии с требованиями ст. 118 «Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» (утв. приказом МЧС № 70 от 16.02.2012 г.) согласование разработанных планов гражданской обороны происходит следующим образом:

• План ГО организации, отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, согласовывается с органом местного самоуправления на территории, которой находится организация (Управа, Администрация района и т.д.) и главным управлением МЧС по соответствующему субъекту РФ;

• План ГО организации, отнесенной к первой категории по гражданской обороне согласовывается с органом местного самоуправления на территории которой находится организация (Управа, Администрация района и т.д.) и главным управлением МЧС по соответствующему субъекту РФ;

• План ГО организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне согласовывается с соответствующим органом местного самоуправления, на территории, которой находится организация (Управа, Администрация района и т.д.);

• План ГО организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время согласовывается с соответствующим органом местного самоуправления на территории, которой находится организация (Управа, Администрация района и т.д.).

* Согласование Плана ГО в течение 30 дней, каждым органом исполнительной власти.

** Категории по гражданской обороне делятся на два вида: территории и организации. Так как гражданская оборона закрытая область, категорирование происходит в закрытом порядке. Если организация (предприятие) не знает какая категория ей присвоена, в таком случае необходимо написать запрос в МВД, МЧС и орган местного самоуправления, которые обязаны ответить, какую категорию присвоили вашей организации.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС

Документ, в котором отражена заранее намеченная система деятельности, предусматривающая объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий ЧС, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС, привлекаемые для этого силы и средства. План действий детально отражает все мероприятия, направленные на выполнение указанной задачи.

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательным для предприятий, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, независимо от территориального расположения объекта. Отметим так же, что план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций документ входит в планирование гражданской обороны. Документ, в котором отражена заранее намеченная система деятельности, предусматривающая объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий ЧС, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС, привлекаемые для этого силы и средства. План действий детально отражает все мероприятия, направленные на выполнение указанной задачи.

Срок разработки: 20 дней

Срок согласования: 20 дней

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательным для предприятий, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, независимо от территориального расположения объекта. Отметим так же, что план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций документ входит в планирование гражданской обороны.

Срок действия и структура плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласовывается в территориальном МЧС России, срок действия - 5 лет. По истечению этого срока план перерабатывается и согласуется в установленном порядке. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из двух основных частей: текстовой и графической.

Первый раздел текстовой части содержит краткую характеристику и оценку возможной обстановки, которая может повлиять на ход мероприятий.

Второй раздел текстовой части описывает ряд действий, которые следует выполнять при угрозе возникновения или непосредственно при попадании в чрезвычайную ситуацию. В плане подробно устанавливаются не только порядок, последовательность, но и объем, и сроки выполнения мероприятий. Прописываются действия граждан, направленные на:

• защиту населения, материальных и территориальных ценностей;

• предупреждение ЧС и/или уменьшение отрицательных последствий;

• выполнение аварийно-спасательных работ, прочих работ, необходимых при возникновении ЧС.

Графическая часть наглядно изображает пути эвакуации и места дислокации сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС.

Схема оповещения должностных лиц, работников и все заинтересованные службы, вышестоящие организации и муниципальные власти.

План основных мероприятий по ГО

План основных мероприятий предусматривает основные мероприятия по вопросам гражданской обороны на текущий год.

План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

Организация работы НАСФ (нештатного аварийно-спасательного формирования).

Порядок создания НАСФ, их примерный перечень, организационно-штатная структура, нормы оснащения (табелизации) специальными техникой, оборудованием, снаряжением и материалами утверждены приказом МЧС России от 23.12.2005г. № 999

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в соответствии со статьей 10 Федерального закона №116-ФЗ, обязаны:

"В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников".

Зона ответственности аварийно-спасательного формирования

После того как вы заключили с профессиональным аварийно-спасательным формированием договор, данное формирование берет на себя ряд обязанностей:

• поддержка сил и средств в постоянной готовности к реагированию и проведению работ по локализации ЧС;

• локализация ЧС в течение 6 часов на суше и в течение 4 часов на акватории с момента получения от Заказчика информации о ЧС;

• устные консультации по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации ЧС;

• проведение учебно-тренировочных занятий (УТЗ) и учений (КШУ, ТСУ, КУ), совместно с членами НАСФ и персоналом Заказчика, по отработке взаимодействия при возникновении ЧС на объекте на основании Плана мероприятий по локализации, ликвидации разливов нефти.

Обязанности руководства предприятия по отношению к НАСФ

Порядок создания НАСФ, их примерный перечень, организационно-штатная структура, нормы оснащения (табелизации) специальными техникой, оборудованием, снаряжением и материалами утверждены приказом МЧС России от 23.12.2005г. № 999

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

1.разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

2.укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приказ о создании НАСФ, закупка оснащения, оборудования, инструментов);

3.осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;

- первичное и периодическое обучение руководителей и членов НАСФ;

- аттестация в соответствующей аттестационной комиссии (ОАК) членов НАСФ;

4.осуществляют планирование и всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

5.поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению:

- проведение учебно-тренировочных занятий членов НАСФ на ОПО совместно с ПАСФ – не менее 1 раза в квартал;

- занятия в воздушных дыхательных аппаратах (ВДА) – 1 раз в месяц;

- проведение всевозможных учений (КШУ, ТСУ, КУ, ШТ) – согласно разработанного графика, согласованного с руководителем ПАСФ и согласно графика проведения учений муниципального района;

7.Подготовка комплекта документов для аттестации НАСФ в соответствующей аттестационной комиссии;

8.Участие в комиссии по проверке соответствия нештатного аварийно-спасательного формирования требованиям, предъявляемым при аттестации на право введения аварийно-спасательных работ.

Организации обучения руководящего состава общества по ГО.

Обучение руководящего состава в учебно-методических центрах РФ осуществляется 1 раз в 5 лет. Обучение ДДС проводится так же 1 раз в 5 лет. Обучение руководителей групп занятий осуществляется – ежегодно в УМЦ по ГО.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, связанными с подготовкой работников (населения) в области гражданской обороны, являются:

• разработка Методических рекомендаций по подготовке рабочих и служащих к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени по 16-ти часовой программе;

• планирование и осуществление обучения работников в области гражданской обороны:

- разработка приказа о создании учебных групп, назначении руководителей групп занятий;

- разработка и утверждение учебных программ по группам;

- разработка и утверждение графиков проведения обучения, по ГО;

- разработка приказа по итогам обучения, по ГО в текущем году и задачах на следующий год;

• создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

• ведение журналов проведения занятий по группам с отметками наименования темы, подписи руководителя занятий;

• учебная материально-техническая база для пропаганды знаний в области гражданской обороны (учебные классы, стенды по ГО и ЧС, специальная литература, листовки).

Заключение соглашений с ЕДДС муниципальных районов на информационный обмен

В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности. Особо радиационные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Разрабатывается Соглашение на информационный обмен информацией, Алгоритм и Регламент информационного взаимодействия ЕДДС муниципального района и предприятия.

Срок действия Соглашения на информационный обмен – бессрочно.

Сервис ННК


Email: servis_nnk@mail.ru

Номер телефона: (8553) 37-09-49